Как обмануть детектор лжи | Все о полиграфе | Премиум класс
top of page

Можно ли обмануть детектор лжи?

Обновлено: 16 апр. 2023 г.

Подозреваемого садят на стул и говорят: не шевелиться! По два пальца на каждой руке и грудь перепоясывают датчиками. Следователь начинает задавать вопросы, а специально обученный человек внимательно следит за показателями прибора. Именно так проходит проверка на полиграфе, больше известном в народе как детектор лжи. Его в милицейском ведомстве используют при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. По ряду причин это использование является ведомственным секретом. Но кое-что нам удалось узнать…


Детектор по желанию…

Сам по себе детектор представляет собой устройство, фиксирующее физиологические показатели: пульс, давление, частоту дыхания, потоотделение и т.д. Запись результатов ведется таким образом, что оператор (эта профессия называется полиграфолог) четко видит, какой именно вопрос вызвал у допрашиваемого соответствующую эмоциональную реакцию. Правдивость выводов, сделанных на основе «детектора лжи», составляет от 80 до 95%. Однако для следователей это, скажем так, вспомогательное средство, позволяющее выбирать наиболее перспективное направление по сбору сведений. Результаты детектора не имеют доказательственного значения и являются лишь ориентирующей информацией. Доказательством вины человека могут считаться только фактические данные, содержащиеся в его показаниях.

К помощи этого нехитрого устройства обычно прибегают при расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Порой милиционерам невозможно распутывать дело традиционным путем, поскольку отсутствуют свидетели. А значит, возникает необходимость проверки непосредственно самих возможных участников преступления. Однако испытание на данном устройстве носит сугубо добровольный характер, что фиксируется в специальном формуляре. И отказ от проверки на «детекторе лжи» ни в коем случае не свидетельствует о виновности лица или иной его причастности к преступлению. Все по желанию подозреваемого….


Правдивая ложь…

Процесс тестирования на полиграфе длиться одного до семи часов. Перед основным тестом проводится предтекстовое интервью – выясняют, каким образом «запрыгают» показатели, когда опрашиваемый слышит значимые для себя вопросы. Как правило, они совсем простые. Как вас зовут? Сейчас лето? Позавчера была пятница? У вас есть дети?… Мозг начинает реагировать на внешние раздражители, в данном случае на слова. Эта реакция практически не контролируется сознанием. В этот момент меняется ритм сердцебиения, пульс, частота дыхания и т.д. Причем изменения тем сильнее, чем важнее и значимее для вас задаваемый вопрос. А прибор, в свою очередь, все фиксирует… Достаточно вспомнить ситуацию, когда в людном месте вы слышите свое имя, то обязательно обернетесь. Хотя окликнули, возможно, совсем другого человека.

Собственно в этом и есть весь принцип работы «детектора лжи». Необходимо вызвать и уловить реакцию допрашиваемого на значимые слова, факты, события. Самое главное выяснить, знает ли человек о произошедшем (например, о краже) или нет, искажает ли он информацию в ответах или говорит истину.

Перед началом основного теста составляется грамотный, безупречный сценарий-ловушка, в которую должен попасть подследственный. Это требует высочайшего профессионализма следователя и оператора. Как правило, человек, не имеющий никакого отношения к делу, одинаково реагирует на все вопросы. А у виновного или причастного к преступлению показатели «зашкаливают» на вопросах, касающихся подробностей правонарушения. Нередко во время тестирования в нить разговора вплетаются интересующие слова, фразы, факты. Например, «вы украли сто?… двести?… триста?… пятьсот?.. пять тысяч долларов?». По мере приближения к сумме, которая похищена на самом деле, у подозреваемого происходит нарастание признаков тревоги, а затем расслабления по мере удаления от нее. Внешне по человеку это может быть не заметно, а полиграф неминуемо отразит даже самую правдивую ложь.

При помощи указанного метода (их множество) в апреле 2003 года было раскрыто жестокое убийство. В одной из квартир Первомайского района столицы милиционеры обнаружили пять трупов с множественными рубленными ранами головы. Погибшими оказались хозяйка с дочерью, ее подруга и двое мужчин из числа их знакомых. Топорик, которым были зарублены погибшие, лежал в коридоре на холодильнике. Причем отпечатки пальцев с его рукоятки были тщательно стерты. Расследование данного дела усложнялось тем, что в эту квартиру постоянно приходили разные люди, как проживающие в районе, так и посторонние лица, которые приглашались туда просто с улицы. Преступление мог совершить кто угодно: бывший или настоящий любовник хозяйки, подруги ее дочери, неприятели убитых мужчин …. Круг подозреваемых был достаточно обширным. Проверка обычным способом всех, кто был вхож в квартиру, могла бы занять неопределенное количество времени. Но в данном случае всем доставленным в РОВД первоначально предлагалось пройти тест на полиграфе….

При проверке на детекторе лжи один из доставленных утверждал, что ему не известен повод вызова в милицию, и он ничего не слышал о каком-либо преступлении, совершенном в отношении его знакомых. При этом показатели прибора были неоднозначны. Тогда ему предложены десять тестов на знание деталей совершенного преступления, в каждом из которых задавалось не мене шести вопросов, один из которых был значимым, т.е. связан с данным убийством. Первый тест выяснял, знает ли он, какое преступление было совершено в отношении кого-то из его знакомых за последнюю неделю. При полученной положительной реакции на слово «убийство», далее ставились следующие группы вопросов: в какой день недели, какое время суток, в каком месте, каким способом было совершено убийство, сколько человек было лишено жизни, что являлось орудием преступления, где оно было оставлено, в каком именно месте и т.д. Детектор лжи четко показал, что опрашиваемому известно время и место совершения преступления, количество погибших, способ и орудие убийства, известно что с орудия преступления были стерты следы пальцев рук, и что оно оставлено в коридоре квартиры на холодильнике….

Для человека, не обладающего информацией по данному преступлению, все вопросы были бы равноценно незначимыми, и появление выраженной реакции на тот или иной вопрос носило бы случайный характер. Но все слова и вопросы о преступлении вызвали на графике маленькое «цунами». На последних вопросах опрашиваемый уже не отрицал свою причастность к данному факту, так как понимал свое изобличение на полиграфе, и взвешивал, какие улики будут отысканы в отношении его. Вскоре он дал признательные показания.

Стоит отметить, что подобные факты раскрытия преступлений при помощи полиграфа не являются единичными. Только в этом году в республике милиционеры более 2000 раз прибегали к использованию детектора лжи. Это помогло им раскрыть 233 преступления..


Как обмануть детектор лжи…

Некоторые обыватели считают, что полиграф можно легко обмануть. В публикациях научных журналов часто даются советы как это сделать. Раньше для обмана полиграфа было модно сокращать мышцы анального отверстия или сжимали пальцы в ботинках. Как не странно, но это сильно меняет картину реакций человека. Однако если допрашиваемый «выкинет» какой-нибудь подобный фокус, то при помощи современных технологий оператор тут же попросит его этого не делать.

По словам руководителя подразделения психолого-технического обеспечения раскрытия преступлений МВД Республики Беларусь Владимира Князева обмануть детектор лжи для неподготовленного человека практически невозможно. Для этого необходимы: длительная тренировка под руководством грамотного специалиста, сам прибор и определенные индивидуальные психофизиологические особенности личности. Но наряду с этим существуют также и способы нейтрализации противодействия, и опытный специалист полиграфа всегда этим воспользуется…


И бизнес тоже за правду…

На правдивость проверяют не только в криминалистике. В некоторых регионах США любой гражданин может купить себе «детектор лжи» и организовать свой добросовестный бизнес. Для этого необходимо только получить соответствующую лицензию.

Не делают секрета из полиграфа и в соседней матушке России. В Москве он впервые был открыто применен в 1991 году по инициативе генеральной прокуратуры СССР при расследовании дела об убийстве священнослужителя, отца Александра Меня. Вину за совершенное преступление взял на себя некий Геннадий Бобков. Однако после проверки Бобкова на полиграфе выяснилось, что тот просто оговорил себя под давлением следствия.

Сегодня же объявления типа «Проверка персонала на «детекторе лжи». Недорого (кстати, от 150 до 500у.е. за человека). Конфиденциальность гарантируется» стали обычными в московских рекламных газетах. Запрещается только задавать вопросы, касающиеся военной, государственной тайн, религиозных убеждений, личной жизни, унижающих честь и достоинство человека и т.д.

Российские бизнесмены используют полиграф в основном для отбора персонала. В трудовой договор включают соответствующий пункт, как обязательное условие при приеме на работу, и совершенно законно расспрашивают будущего работника о его связях с криминальными структурами, с конкурентами, о злоупотреблении им спиртным, наркотиками, пристрастен ли он к азартным играм, имеются ли у него долги и т.д. В Беларуси пока ничего подобного нет.

Белорусское законодательство не разрешает применение полиграфа в коммерческих структурах. Но запрещающие законы также отсутствуют. Поэтому действует принцип: что не запрещено, то разрешено. Аргументацией целесообразности применения этого метода служит то, что в кадровой работе психофизиологическое обследование, по существу, ни чем не отличается от психологического. Поэтому вопрос применения полиграфа на белорусском коммерческом рынке уже обсуждается на самых различных уровнях.

Специалисты утверждают, что полиграфные проверки могут решить целый комплекс вопросов, представляющих интерес для любого предприятия и учреждения. Российские кандидаты на работу спокойно относятся к проверке на детекторе лжи и не считают, что эта процедура ущемляет их достоинство или вторгается в их частную жизнь. Во многих случаях тестирование на ложь помогает исключить из обихода производственных отношений подозрительности и налаживает микроклимат в коллективе. В некоторых странах до 70% от общего объема полиграфных проверок проводится в частном секторе.




Константин Мельников, УИОС МВД, газета «7 дней» от 17 ноября 2005г

polygrafych.narod.ru –бесплатные фильмы

22 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
Пост: Blog2 Post
bottom of page